Методология установления и увеличения ресурсов авиационных двигателей и их элементов
Ресурс является важнейшей характеристикой конкурентоспособности двигателя. От правильного назначения ресурса зависит безопасность полетов, поэтому требования к подтверждению ресурса регламентированы Нормами летной годности. Ресурс оказывает значительное влияние на экономическую эффективность эксплуатации. Подтверждение ресурса является одной из самых дорогостоящих процедур сертификации двигателя. Поэтому затраты на подтверждение ресурса оказывают существенное влияние на цену двигателя. От величины ресурса зависят затраты на эксплуатацию двигателя. При этом необходимо учитывать взаимосвязь установленного ресурса с показателями безотказности двигателя, стоимостью его обслуживания и ремонта.
Направления работ
Разработка нормативных документов, регламентирующих порядок и объем работ, выполняемых с целью установления и увеличения ресурсов двигателей и основных деталей (например, Положения о ресурсе для двигателей государственной авиации).
Экспертиза документов (материалов), на основе которых устанавливаются и продляются ресурсы двигателей коммерческой и государственной авиации.
Разработка методических документов по установлению ресурса основных деталей, ресурс которых определяется в полетных циклах:
Проведение расчетно-экспериментальных исследований с целью получения данных, необходимых для реализации разрабатываемых методических документов:
Разработка и наполнение (ведение) банка данных по ресурсам двигателей, основных деталей двигателей, деталей с ограниченным ресурсом.
Разработка и наполнение (ведение) банка данных по конструкционной прочности материалов (в частности, по СРТУ).
Оказание консультационных услуг для предприятий отрасли в вопросах, связанных с установлением (увеличением) ресурсов. Выполнение расчетного прогнозирования долговечности основных деталей ГТД.
Экспертиза документов (материалов), на основе которых устанавливаются и продляются ресурсы двигателей коммерческой и государственной авиации.
Разработка методических документов по установлению ресурса основных деталей, ресурс которых определяется в полетных циклах:
- разработка метода определения запасов прочности по МЦУ на основе банка данных по конструкционной прочности материалов;
- разработка метода определения долговечности, периодичности инспекций и назначенного ресурса основных деталей при наличии в них дефектов.
Проведение расчетно-экспериментальных исследований с целью получения данных, необходимых для реализации разрабатываемых методических документов:
- разработка специальных образцов, имитирующих СРТУ в основных деталях, в том числе в валах, модельных дисков, разработка программ испытаний и проведение их испытаний с целью верификации предложенных методов;
- исследование дефектности материалов, необходимой для анализа долговечности деталей с дефектами на основе вероятностного подхода;
- разработка специальных образцов для исследования свойств трещиностойкости в вакууме;
- разработка и усовершенствование методов обработки результатов испытаний стандартных и специальных образцов (в частности, на СРТУ).
Разработка и наполнение (ведение) банка данных по ресурсам двигателей, основных деталей двигателей, деталей с ограниченным ресурсом.
Разработка и наполнение (ведение) банка данных по конструкционной прочности материалов (в частности, по СРТУ).
Оказание консультационных услуг для предприятий отрасли в вопросах, связанных с установлением (увеличением) ресурсов. Выполнение расчетного прогнозирования долговечности основных деталей ГТД.