Диагностика и контроль
Для обеспечения безопасности полетов, надежности и эксплуатационной технологичности авиационных двигателей потребовалось интенсивное развитие методов и средств технического диагностирования и широкое их применение при эксплуатации летательных аппаратов.
Диагностирование авиадвигателей сформировалось в самостоятельное научное направление, призванное обеспечить теоретическую и экспериментальную базу для создания промышленных образцов высокоэффективных и надежных систем диагностирования.
Большой вклад в теорию и практическое внедрение авиационной диагностики внесли ученые ЦИАМ. Научная школа, заложенная в фундаментальных теоретических и новаторских экспериментальных работах В.М. Акимова, И.А. Биргера, Н.Г. Дубравского и других ученых, создала основу для практической реализации современных методов и средств диагностирования и неразрушающего контроля технического состояния двигателей.
Направления работ
Новые методы диагностики и контроля
Разработка новых методов диагностики и контроля технического состояния авиационных двигателей на основе:
- математических моделей с учетом конструктивных особенностей двигателей и условий их эксплуатации;
- перспективных средств измерения функциональных параметров работы двигателей, характеризующих их техническое состояние, в том числе многоканальных СВЧ-систем бесконтактного мониторинга, высокотемпературных датчиков радиального зазора, тепловизионных измерительных систем, векторных вибродатчиков и пр.;
- интеллектуального анализа данных с применением искусственных нейронных сетей и нечеткой логики в условиях недостаточности данных и их значительной зашумленности.
Прогнозирование технического состояния
Разработка алгоритмов и программного обеспечения трендового анализа для прогнозирования технического состояния авиационных двигателей, отслеживания динамики изменения состояния и выработки ресурса его элементов. Разработка и сопровождение систем хранения и коллективного доступа к полетной информации.Единая система диагностики и поддержки жизненного цикла двигателей
Разработка технических требований, алгоритмов и программного обеспечения для бортовых и наземных компонентов единой системы диагностики, создаваемой на основе принципов сетевого обмена информацией и методов интеллектуальной обработки данных. Интеграция системы с информационными CALS-системами поддержки жизненного цикла двигателей.Экспертиза
Техническая экспертиза контролепригодности, а также систем контроля и диагностики создаваемых и модернизируемых авиационных двигателей. Экспертная поддержка служб диагностики и контроля в ОКБ и эксплуатации.
Программные комплексы контроля и диагностики, удаленный диагностический центр.Разработка и сопровождение программных комплексов объективного контроля и диагностики технического состояния авиационных двигателей.
Разработка и сопровождение удаленного диагностического центра на базе разработчика авиационных двигателей, позволяющего:
- получать различную информацию (полетные данные, данные испытаний и т.д.) с эксплуатирующих организаций при помощи сетевых интерфейсов передачи данных;
- выполнять централизованную углубленную диагностику и контроль и принимать решение о техническом состоянии авиадвигателя;
- обеспечивать хранение истории эксплуатации парка двигателей;
- иметь интерактивный доступ к нормативно-техническим документам;
- вести электронный формуляр;
- осуществлять оперативную техническую поддержку.