Термомеханические системы
Расчетно-экспериментальными исследованиями различных систем, связанных с теплообменом, в ЦИАМ занимается специализированный отдел. Он сформировался в конце 40-х гг. как отдел масляных систем для впервые создаваемых в стране реактивных двигателей. Вехой в истории отдела стало объединение в 1972 г. с подразделением института, которое занималось изучением процессов теплообмена и при ведущей роли которого в стране сформировалась сильная научная школа исследований в этой области.
Направления работ
Масляные системы
Разработка математической модели масляной системы авиадвигателей, расчет, выдача рекомендаций на проектирование масляных систем и их элементов (насосов, суфлеров, фильтров, уплотнений, масляных баков), а также испытания масляных систем и их элементов на стендах с имитацией полетных условий и в составе двигателя.
Противообледенительная защита
Тематика работ по противообледенительной защите двигателей и элементов самолета и вертолета как в условиях классического обледенения, так и при наличии в воздухе ледяных кристаллов, что является сегодня наиболее актуальным. Работы в этом направлении включают уникальные исследования отечественных и зарубежных двигателей и другой авиационной техники (вентилятор двигателя, обтекатели двигателя, приемники полного давления, модели воздухозаборников двигателей, фенестрон вертолета, лопасти главного ротора вертолета, стабилизатор вертолета, модели крыла самолета и т.д.) в условиях обледенения. В ЦИАМ создана современная расчетная база для моделирования процессов льдообразования на поверхностях двигателя и элементах планера. Значительно обновились и расширили свои возможности по моделированию всевозможных климатических условий стенды НИЦ ЦИАМ в Тураево (Ц-1А, Ц-2). Важным для авиапромышленности является создание градовой пушки для имитации полета самолета в реальных атмосферных условиях.
Воздухо-воздушные теплообменные аппараты
В ЦИАМ ведутся работы по воздухо-воздушным теплообменным аппаратам (ТА) различной размерности и назначения для современных и перспективных авиационных двигателей – от «маршевых» ТА для ТРДД сложных циклов до ТА систем охлаждения высокотемпературных узлов двигателей. Разработанные программы расчета и проектирования ТА (от одномерной до 3D-моделирования высокого уровня) постоянно проверяются широким комплексом экспериментальных исследований на стендах и установках ЦИАМ, а также испытаниями серийных и опытных образцов ТА. Высокая готовность методик разработки ТА, сформированный научный коллектив, вычислительная и экспериментальная база могут быть востребованы в любой отрасли промышленности, использующей ТА.
Уплотнения для проточной части ГТД
В институте, в частности, проведен комплекс расчетных, конструкторско-технологических и экспериментальных исследований по созданию новых типов высокоэффективных (щеточных и пальчиковых) уплотнений с упругими элементами для перспективных ГТД взамен лабиринтных.