Представлен облик перспективного авиационного поршневого двигателя. Рассмотрено текущее состояние авиационного поршневого двигателестроения в России, указаны основные проблемы и причины отставания в создании конкурентоспособных двигателей для малой авиации. Определены направления возможного развития отрасли.
Ключевые слова: авиационный поршневой двигатель, двигатель внутреннего сгорания, дизельный двигатель, конверсия.
Ключевые слова: авиационный поршневой двигатель, двигатель внутреннего сгорания, дизельный двигатель, конверсия.
Рассмотрены особенности рабочего процесса поршневого двигателя, адаптированного для применения в авиации, и исследованы различные варианты авиационного исполнения такого двигателя как с турбонаддувом, так и с приводным нагнетателем. На основе разработанных математических моделей определены основные параметры работы двигателя на уровне земли. Результаты расчетов подтверждены при испытаниях на тормозном и винтовом стендах. Определены граничные условия, необходимые для дальнейшей оценки работоспособности и ресурса двигателя в условиях полетного цикла.
Ключевые слова: поршневой двигатель, авиационный двигатель, рабочий процесс, математическое моделирование.
Ключевые слова: поршневой двигатель, авиационный двигатель, рабочий процесс, математическое моделирование.
Показано, что экономичность авиационных поршневых двигателей может быть повышена за счет использования турбины, приводимой от потока выхлопных газов. Результаты моделирования работы двух турбокомпаундных двигателей подтвердили значительный прирост мощности и снижение удельного эффективного расхода топлива. На базе проведенных исследований разработана концепция создания семейства перспективных авиационных поршневых турбокомпаундных двигателей.
Ключевые слова: турбокомпаунд, авиационный поршневой двигатель, дизельный двигатель, бензиновый двигатель, четырехтактный двигатель.
Ключевые слова: турбокомпаунд, авиационный поршневой двигатель, дизельный двигатель, бензиновый двигатель, четырехтактный двигатель.
Приведены результаты стендовых испытаний по забросу птиц в сектор вентилятора авиационного двигателя, состоящий из трех невращающихся рабочих лопаток. Испытания проведены на модифицированной баллистической установке ЦИАМ. Крупная птица массой ~ 2,8 кг и две птицы массой по ~ 1,4 кг, имитирующие половинки разрезанной лопатками крупной птицы, выстреливались по разным сечениям пера лопатки с помощью пневматической пушки со скоростью до 270 м/с при углах атаки, соответствующих условиям вращения. Испытания выявили условия и места наиболее вероятного возникновения повышенных деформаций и разрушений лопаток вентилятора при столкновении с крупной птицей.
Ключевые слова: лопатка вентилятора, птицестойкость, пневмопушка, стендовые испытания.
Ключевые слова: лопатка вентилятора, птицестойкость, пневмопушка, стендовые испытания.
Авторы Шорр Б.Ф., Гладкий И.Л., Мельникова Г.В., Петров С.Б., Никифоров В.С., Серебряков Н.Н., Мацаренко В.С., Новоселов А.В.
Скачать: файл
Приведены результаты расчетного исследования влияния параметров уплотнений проточной части на динамические характеристики роторов высокооборотных турбомашин. Показано, что факторами, способствующими снижению амплитуды колебаний ротора при прохождении резонанса, являются: повышение плотности рабочего тела, повышение перепада давления на уплотнении, уменьшение радиального уплотнительного зазора, увеличение осевой длины уплотнения. Эти же факторы ведут к разнонаправленному изменению величины критической частоты вращения ротора по сравнению с критической частотой вращения, определенной без учета уплотнений.
Ключевые слова: уплотнение, ротор, колебания, критическая частота вращения, радиальный зазор, перепад давления.
Ключевые слова: уплотнение, ротор, колебания, критическая частота вращения, радиальный зазор, перепад давления.
На основе сдвигово-диффузионной аппроксимации уравнений гидродинамического метода описания плазмы в многокомпонентном двухтемпературном приближении построена и программно реализована математическая модель взаимодействия плазменного актуатора, использующего диэлектрический барьерный разряд, с окружающим воздухом. Показано, что основным фактором, влияющим на распределение зарядов является электронная температура. Получены характеристики Дебаевского слоя вблизи электродов. На основе распределения объемной плотности зарядов и ионов проанализированы форма и расположение «активного» объема, в котором осуществляется генерация объемной силы.
Ключевые слова: диэлектрический барьерный разряд, ионизация воздуха, сдвигово-дифффузионное приближение, схема переменных направлений, плазменный актуатор.
Ключевые слова: диэлектрический барьерный разряд, ионизация воздуха, сдвигово-дифффузионное приближение, схема переменных направлений, плазменный актуатор.
На основе разработанных динамических моделей цилиндрических и конических зубчатых передач выполнено расчетное исследование влияния основных источников возбуждения колебаний в зубчатых передачах на динамические нагрузки в трансмиссии. Выявлены особенности возбуждения крутильных и изгибных колебаний в высоконагруженных передачах. Сформированы рекомендации по снижению динамических нагрузок в зацеплении с помощью выбора оптимальных параметров профильной модификации для цилиндрических зубчатых передач и выбора конструкции демпфера сухого трения и оптимальной величины силы поджатия для конических зубчатых колес.
Ключевые слова: зубчатое колесо, динамическая модель, вибрация, демпфер сухого трения.
Ключевые слова: зубчатое колесо, динамическая модель, вибрация, демпфер сухого трения.
Представлено описание системы измерения радиального зазора в турбокомпрессорных машинах с использованием оптоволоконных пар. Система построена на базе промышленного микроконтроллера STM32F4. Подробно рассмотрены структура и функционал ключевого элемента системы – регистрации измеренных параметров в центральном хранилище на базе СУБД MS SQL SERVER EXPRESS.
Указаны основные результаты испытаний системы на стендах ЦИАМ.
Ключевые слова: радиальный зазор, турбокомпрессор, оптоволоконная пара, клиент-серверные технологии, SQL, временная синхронизация.
Указаны основные результаты испытаний системы на стендах ЦИАМ.
Ключевые слова: радиальный зазор, турбокомпрессор, оптоволоконная пара, клиент-серверные технологии, SQL, временная синхронизация.
Представлен обзор преимуществ и недостатков, а также возможностей применения лепестковых газовых подшипников в опорах роторов ГТД и ГТУ. Представлена история развития конструкций газовых подшипников, в том числе варианты гибридизации газового подвеса за счет применения наддува и/или электромагнитных сил для снижения износа при пуске-останове и увеличения грузоподъемности на рабочих режимах. Рассмотрены возможности масштабирования лепестковых газовых подшипников для роторов различной размерности. Представлен обзор работ ЦИАМ, посвященных расчетно-экспериментальному анализу использования лепестковых газовых подшипников в опорах существующих и проектируемых ГТД и ГТУ.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, лепестковый газовый подшипник, «сухой» двигатель, газостатический подшипник, газодинамический подшипник.
Ключевые слова: газотурбинный двигатель, лепестковый газовый подшипник, «сухой» двигатель, газостатический подшипник, газодинамический подшипник.