


Небо, увы, не всегда бывает безоблачным. Многие десятилетия ученые, инженеры и конструкторы всего мира ведут борьбу за то, чтобы летательный аппарат, поднявшись в воздух, не стал игрушкой в руках разбушевавшейся стихии. Устойчивость авиационной техники к воздействию климатических условий – одна из важнейших составляющих обеспечения безопасности полетов. О том, что делается в нашей стране и мире, чтобы авиация стала всепогодной, рассказывает сотрудник ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», к.т.н. Алексей Владимирович Горячев. Речь пойдет об авиационных двигателях, от надежной работы которых зависит безопасность полетов в любых погодных условиях.

В авиации первостепенным является требование надежной работы двигателя летательного аппарата. Единственный способ убедиться в том, что все заложенные при проектировании параметры достигнуты, – это провести комплекс испытаний. Подвергая работающий двигатель воздействию различных факторов в условиях, приближенных к полетным, можно получить качественные и количественные характеристики свойств объекта испытаний.
О роли Научно-испытательного центра Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в решении задач по научному обеспечению разработки новых и сопровождению находящихся в эксплуатации авиационных двигателей, о том, как развивается в Институте направление испытаний, какие виды из них считаются наиболее сложными и почему, рассказывает заместитель генерального директора – директор исследовательского центра «Авиационные двигатели» ЦИАМ Виктор Георгиевич Марков.

До середины прошлого века поршни и цилиндры оставались главным источником лошадиных сил для крылатых машин, но затем пламенные сердца авиации завоевала турбина. Однако старая любовь не ржавеет. На рубеже веков возникла потребность возрождения поршневого авиадвигателестроения в России. И вновь, как и в 1930-х годах, движущей силой этого процесса стал ЦИАМ. О том, что собой представляет авиационный поршневой двигатель (АПД) XXI века, рассказывает начальник отдела «Авиационные поршневые двигатели» ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (входит в состав НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), кандидат технических наук Лев Аронович Финкельберг.