Павел Леонидович проработал в институте более 47 лет, он участник организации и проведения сложных и уникальных экспериментальных работ, создания прорывного двигателя четвертого поколения для боевой авиации и свидетель полувековой истории нашего института.
![Испытание на прочность: задачи и будущее школы динамики и прочности ЦИАМ](/upload/resize_cache/iblock/195/210_221_282aecfe3a9ef0d7b40d2395332a58e62/Шорр.png)
5 апреля исполняется 95 лет Борису Федоровичу Шорру, главному научному сотруднику ЦИАМ, ветерану Великой Отечественной войны, доктору технических наук, профессору, одному из создателей знаменитой школы динамики и прочности ЦИАМ.
В юбилей Бориса Федоровича поговорили с ним о будущем науки, роли ученого-прочниста и профессиональном становлении.
![Движение вперед: как в ЦИАМ разрабатываются малоразмерные двигатели](/upload/resize_cache/iblock/dd0/210_221_282aecfe3a9ef0d7b40d2395332a58e62/Fokin.jpg)
Разработкой демонстраторов малоразмерных двигателей и поршневых авиамоторов, технологии создания и производства которых смогут стать заделом для появления опытных, а затем и серийных образцов, занимаются специалисты ЦИАМ. О создании технологий для «маленьких» двигателей с большими возможностями рассказывает начальник отдела ЦИАМ Юрий Фокин.
![Технологии взлета: как создавался научно-технический задел для двигателя ПД-14](/upload/resize_cache/iblock/49f/210_221_282aecfe3a9ef0d7b40d2395332a58e62/300x225.jpg)
![На электротяге: ЦИАМ разрабатывает двигатели будущего](/upload/resize_cache/iblock/87a/210_221_282aecfe3a9ef0d7b40d2395332a58e62/Антон_.jpg)
Разработкой гибридных и полностью электрических силовых установок занимаются все крупные мировые авиационные производители и научные центры. В том числе и в России. ЦИАМ является головным исполнителем нескольких госконтрактов с Минпромторгом России по созданию электрических и гибридных силовых установок летательных аппаратов.
О перспективах этого направления и разработках ЦИАМ беседуем с начальником отдела «Электрические (гибридные) силовые установки, системы и летательные аппараты» Антоном Варюхиным.
![Испытания на разгонных стендах ЦИАМ: интеграция технологий и новые рынки](/upload/resize_cache/iblock/8ae/210_221_282aecfe3a9ef0d7b40d2395332a58e62/Шадрин_mini.jpg)
Обязательной проверкой авиадвигателя при его создании и сертификации является испытания деталей и узлов на разгонных стендах. Об опыте, методиках и важности этих испытаний рассказывает начальник экспериментального отдела отделения «Динамика и прочность авиационных двигателей» ЦИАМ, руководитель исследовательской лаборатории конструкционной прочности сплавов и деталей авиадвигателей Дмитрий Шадрин.