Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus

Будущее создается сегодня

14 Июля 2017

Двигатель называют сердцем самолета. В авиации шутят, что с хорошим двигателем и ворота полетят. О том, как разрабатывается главная движущая сила летательных аппаратов, мы беседуем с Михаилом Гординым, генеральным директором ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова» (ЦИАМ, входит в состав НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского»).

— Михаил Валерьевич, Правительством РФ утвержден статус возглавляемого вами института: «Научная организация — лидер». В чем заключается научное лидерство ЦИАМ?

— ЦИАМ — головная научная организация в области авиадвигателестроения в России. Основанный в 1930 г., Институт дал название улице Авиамоторная и одноименной станции метро. ЦИАМ формирует облик отечественных двигателей, создает научно-технический задел (НТЗ) для обеспечения их конкурентоспособности. Эта задача включает в себя исследования в различных областях науки, разработку критических технологий в обеспечение создания, доводки и сертификации авиадвигателей и газотурбинных установок на их основе, аэрокосмических двигателей и совершенствования серийных продуктов.

Ключевая наша продукция — опережающий НТЗ, обеспечение технологической готовности для проведения опытно-конструкторских работ. Отмечу, что любые попытки вести разработки без НТЗ и научного сопровождения приводят к срыву сроков и невозможности достижения целевых показателей. Институт в сотрудничестве с ОКБ разрабатывает технологии и доводит их до уровня готовности, позволяющего ОКБ вести работы без риска увязнуть в неожиданных проблемах.

ЦИАМ также участвует в разработке государственной стратегии развития отечественного двигателестроения.



— Каковы достижения Института за 87 лет работы?

— При активном участии ЦИАМ создавались почти все отечественные авиадвигатели.

В 30-х гг. здесь был разработан самый мощный на тот момент двигатель М-34. На самолете с таким двигателем Валерий Чкалов совершил исторический перелет через Северный полюс в Америку. В военное время под руководством ЦИАМ освоена технология производства двигателя М-100, что обеспечило количественное и качественное превосходство советских моторов над немецкими. За эти успехи Институт награжден орденом Ленина.

После войны ЦИАМ принял участие в создании реактивных двигателей. Переход отечественной авиации на газотурбинные двигатели осуществлялся в результате работ Института, начатых в 30-е гг.

В 50-е для испытания двигателей и их узлов в подмосковном Лыткарино создана экспериментальная база ЦИАМ — Научно-испытательный центр. Отработанная в 70-е гг. на его стендах устойчивая работа двигателей позволила МиГ-29 и Су-27 иметь лучшую в мире маневренность. Наша база и сейчас крупнейшая в Европе и вторая по величине в мире.

За заслуги в создании, производстве и испытании новой авиационной техники в 1982 г. ЦИАМ удостоен ордена Октябрьской революции.

В 90-е гг. благодаря исследованиям Института совершен первый в мире запуск гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод». Это существенный прорыв в истории освоения больших скоростей полета летательным аппаратом с воздушно-реактивным двигателем.

— Что на очереди?

— Сейчас наши научные интересы во многом сосредоточены на отработке технологий и технических решений для нового отечественного двигателя 5-го поколения ПД-14. На основе его базовой конструкции планируется создать целое семейство двигателей.

Участвуя в реализации государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», мы работаем над созданием по-настоящему прорывных технологий. Двигатели будут более мощными, экологичными, экономичными и интеллектуальными.

Работая на дальнюю перспективу, ЦИАМ уже сейчас ведет исследования по формированию облика двигателей 2025...2030 гг. Мы также активно участвуем в различных международных проектах.

— Есть ли у ЦИАМ разработки, являющиеся коммерческим продуктом?

— Прежде всего ЦИАМ предлагает свои компетенции и богатейший опыт в области повышения эффективности авиадвигателей и проведения их испытаний на стендах в условиях, приближенных к реальным.

Также Институт разрабатывает системы диагностики редукторов и трансмиссий вертолетов, которые можно использовать для диагностики любой техники, имеющей зубчатые передачи. Их применение позволяет на ранней стадии выявить и устранить неисправность, повысить безопасность и эффективность использования техники. Кроме того, ЦИАМ выполняет коммерческие заказы на прочностные испытания деталей и конструкционных материалов.

— Вы окончили МГТУ им. Н.Э. Баумана. Как техническое образование повлияло на ваш профессиональный выбор?

— В юности я мечтал изобретать технику и приносить пользу своей стране. После окончания университета я работал в различных организациях, но напрямую инженерным делом не занимался. Придя в ЦИАМ, я сделал огромный шаг к исполнению своей мечты. Специалисты Института обладают громадным опытом и знаниями, а ЦИАМ является признанным научным лидером авиадвигателестроения России. И инженерное образование, и опыт в управлении помогают мне развиваться. Здесь я ощущаю себя причастным к созданию будущего, ведь воплощение в жизнь новых идей  меняет наш мир.

Ирина ХВАТОВА


Газета "Московский комсомолец" № 27440 от 12 июля 2017 г.