Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus

Системы авиационного двигателя

системы 1.jpg

Лаборатория автоматики и топливопитания авиационных двигателей, которая в настоящее время превратилась в отделение систем автоматического управления (САУ) авиационными силовыми установками (СУ), появилась одновременно с созданием ЦИАМ. Это подразделение института на всех этапах своей работы являлось ведущей научной организацией отрасли.

Характеристики ГТД в значительной степени зависят от совершенства САУ. Высокая точность регулирования на установившихся и переходных режимах позволяет реализовать параметры термодинамического цикла, близкие к предельным, и обеспечить при этом сохранение необходимых запасов устойчивости рабочих процессов, а также выполнение требований к динамическим характеристикам СУ, определяемым условиями эксплуатации.

САУ современных двигателей предполагает использование элементов искусственного интеллекта. В связи с этим огромное значение имеет создание математических моделей двигателей и САУ. Но теоретические исследования нельзя проводить в отрыве от экспериментальных работ. В институте существует двигательный стенд для отработки методов управления двигателем, проверки новых аппаратных решений и принципов обеспечения безотказности САУ.

Совершенствование систем мониторинга и диагностики сегодня во всем мире признается одним из ключевых направлений развития науки и техники. Надежный контроль состояния сложных технических систем признается ключевой технологией на пути предотвращения техногенных катастроф и радикального улучшения экономических показателей хозяйственной деятельности человечества.

Техническое диагностирование АД – одно из главных направлений работы по повышению надежности и эксплуатационной технологичности АД в течение жизненного цикла. Важнейшим фактором, позволяющим осуществлять эксплуатацию двигателя по состоянию, а не по фиксированному ресурсу, является внедрение эффективных и достоверных средств технической диагностики. Системы контроля и диагностики АД в своем развитии прошли несколько поколений, от световых сигнализаторов до бортовых компьютерных систем с элементами нейросетевых технологий. Сегодня интенсивно развиваются новые диагностические технологии на основе виброаккустических, ультразвуковых, вихретоковых и других методов неразрушающего контроля.

В ЦИАМ трудами таких специалистов, как В.М. Акимов, И.А. Биргер, Н.Г. Дубравский, была создана научная школа, благодаря которой диагностика авиадвигателей превратилась в самостоятельное научное направление, призванное обеспечить теоретическую и экспериментальную базу для создания промышленных образцов систем диагностики.