Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова
Rus
Календарь исторических дат
Найдите интересные факты из истории ЦИАМ
22 сентября 1892 года родился Петр Ионович Баранов
14 февраля 1895 года родился Александр Александрович Микулин
15 февраля 1899 года родился Александр Дмитриевич Чаромский, конструктор авиационных и танковых дизелей
30 июня 1902 года родился Вячеслав Иосифович Дмитриевский, один из основателей отечественного моторостроения, создатель первых в стране нагнетателей и турбокомпрессоров, работавший в ЦИАМ с 1930 по 1988 г.
15 марта 1902 года родился Тигран Меликсетович Мелькумов
11 ноября 1904 года родился Владимир Исаакович Поликовский, начальник ЦИАМ с 1942 по 1947 год
30 января 1906 года родился В.Р. Левин, заместитель начальника ЦИАМ с 1938 по 1986 г.
17 июня 1906 года родился Константин Васильевич Холщевников, один из создателей научной школы лопаточных машин
24 декабря 1912 года родился Георгий Петрович Свищёв, начальник ЦИАМ с 1954 по 1967 г.
16 января 1919 года родился Сергей Михайлович Шляхтенко, начальник ЦИАМ в 1967–1982 гг.
22 января 1923 года родился Горимир Горимирович Чёрный
16 января 1930 года родился Д.А. Огородников, начальник ЦИАМ с 1982 по 1998 гг.
3 декабря 1930 года. Создание ЦИАМ
29 июня 1932 года. Институт становится Центральным
1 января 1935 года. Приказ о передаче работ по опытному двигателестроению из ЦИАМ в ОКБ
18 июня 1937 года. Перелет Чкалова через Северный полюс
1 декабря 1941 года. Подвиг Гайка Аваковича Шадунца
3 марта 1945 года. Первый полет истребителя И-250 (МиГ-13) с мотокомпрессорным двигателем
8 января 1947 года состоялся дебютный полет Як-19 ‒ первого советского самолета с ТРДФ
23 октября 1953 года. Основание НИЦ ЦИАМ
27 марта 1956 года поднялся в воздух стратегический бомбардировщик 3М с двигателем ВД-7 (РД-7)
30 июня 1958 года завершены испытания ТРДФ Р11-300 разработки А.А. Микулина
29 марта 1960 года состоялся первый полет Ту-124 с ТРДД Д-20П
12 апреля 1961 года. Космические страницы истории ЦИАМ
28 января 1967 г. завершились государственные испытания ТРДД Д-30
31 декабря 1968 года. Дебютный полет Ту-144 – первого в истории сверхзвукового пассажирского авиалайнера
2 февраля 1982 года ЦИАМ награжден орденом Октябрьской Революции за заслуги в создании, производстве и испытании новой авиационной техники
7 сентября 1987 года поднялся в небо Ми-8ТГ – первый в мире ЛА с силовой установкой, работавшей на газовом топливе
15 мая 1987 года состоялся первый старт сверхтяжелой ракеты «Энергия»
15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный полет многоразового орбитального корабля (ОК) «Буран»
15 апреля 1988 года совершил первый полет Ту-155 с двигателем НК-88, работавшим на жидком водороде
8 декабря 2015 года в ЦИАМ завершился первый этап высотных испытаний двигателя ПД-14
                               

История ЦИАМ – история страны

История Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова – это история отечественного авиационного двигателестроения. Институт с момента своего основания в 1930 г. причастен к созданию всех отечественных авиадвигателей. ЦИАМ с момента своего основания является научной организацией – лидером, в институте было создано несколько научных школ мирового уровня, чья работа определяла пути развития отрасли на десятилетия вперед. В истории ЦИАМ можно выделить несколько основных этапов.

1930–1935 гг. Становление

Это был период становления не только института, но и советской авиапромышленности. ЦИАМ объединил творческие силы страны в области авиационного двигателестроения. Формируются конструкторские отделы, которые ведут полноценную разработку авиамоторов. В эти годы в институте были созданы М-34 – самый мощный авиадвигатель СССР того периода, позволивший экипажам Громова и Чкалова совершить серию героических перелетов, в том числе в США через Северный полюс, а также авиадизель АН-1, технологии которого использовались в знаменитом В-2 для танка Т-34.

1935–1945 гг. Кузница кадров

От проектирования отдельных двигателей институт переходит к исследовательской работе по общим вопросам двигателестроения: рабочий процесс, прочность, система управления, топливоподача, нагнетатели, винты переменного шага. Проектные работы передаются в новые двигателестроительные КБ, и сотрудники института возглавляют большинство из них. Особое место занимает работа ЦИАМ по повышению мощности и высотности двигателей в ходе Великой Отечественной войны, в результате которой советское авиамоторостроение добилось качественного превосходства над немецким.

1945–1953 гг. Создание реактивной авиации

Этот период начался с исследования трофейных немецких Jumo 004 на стендах ЦИАМ, а увенчался созданием самого мощного в мире на тот момент реактивного двигателя АМ-3 для Ту-16 и Ту-104. 

1953–1970 гг. Выше, дальше, быстрее

Реактивная авиация переживает период бурного развития, основой которого стало создание ТРД 2-го и 3-го поколений. В эти годы при участии ЦИАМ были созданы такие шедевры, как НК-12, который до сих пор остается самым мощным ТВД в мире, и ТРДФ Р11Ф-300 для МиГ-21, имевший в 2,5 раза меньшее количество ступеней, чем его американский аналог J79 для F4. Важнейшим событием этого периода стало создание в 1953 г. Научно-испытательного центра ЦИАМ в Тураево – крупнейшей экспериментальной базы авиадвигателестроения в Европе. До 1991 г. на стендах НИЦ ЦИАМ было испытано более 900 двигателей.

1970–1989 гг. Золотой век

Время расцвета авиации СССР, практически по всем позициям вышедшей на мировой уровень и зачастую опережавшей его. В этот период были созданы реактивные двигатели 4-го поколения, который претендуют на лавры лучших двигателей маневренной авиации XX в.

1989–2000 гг. На переломе веков

Трудное время как для страны, так и для института. В новых экономических условиях встал вопрос о выживании отрасли. Благодаря преданности своему делу сотрудников и настойчивости руководства удалось не только сохранить основные компетенции ЦИАМ, но и развить их в соответствии с требованиями времени. 28 ноября 1991 г. состоялось первое в мире летное испытание гиперзвукового ПВРД С-57 в составе гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод», что стало результатом многолетних исследований ЦИАМ в этой области. Интерес к данному событию в мире был таков, что испытания продолжились с участием научных организаций США и Франции. Это послужило импульсом к резкой интенсификации международного сотрудничества ЦИАМ, что следует отнести к положительным результатам этих лет.

2000 г. – настоящее время. Технологии будущего

Период преодоления кризисных явлений. Символом возрождения отрасли стал ПД-14 – первый российский авиадвигатель 5-го поколения. В ЦИАМ разворачивается работа по созданию научно-технического задела как по этому двигателю, так и на перспективу вплоть до 2050 г.

Роль ЦИАМ как головного НИИ отрасли – это не только закрепленный в документах статус, но и авторитет, который невозможно создать никакими постановлениями. Это результат многолетней работы тысяч людей, среди которых имена, прославившие отечественную науку и технику, академики, генеральные и главные конструкторы ведущих КБ: В.С. Авдуевский, С.С. Баландин, А.А. Бессонов, В.А. Добрынин, В.А. Доллежаль, К.Н. Жданов, М.В. Келдыш, В.Я. Климов, П.А. Колесов, В.А. Константинов, С.А. Косберг, А.М. Люлька, Н.Г. Мецхваришвили, А.А. Микулин, Г.И. Петров, Г.П. Свищёв, Л.И. Седов, С.В. Серенсен, Б.С. Стечкин, С.К. Туманский, Е.В. Урмин, В.В. Уваров, О.Н. Фаворский, А.Д. Чаромский, В.Н. Челомей, Г.Г. Черный, А.Д. Швецов, В.М. Яковлев.

История ЦИАМ – это неотъемлемая часть истории развития российской авиации. Подробнее о ключевых датах, связанных с ними событиях и людях читайте в рубрике «Календарь исторических дат».