История ЦИАМ – история страны
История Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова – это история отечественного авиационного двигателестроения. Институт с момента своего основания в 1930 г. причастен к созданию всех отечественных авиадвигателей. ЦИАМ с момента своего основания является научной организацией – лидером, в институте было создано несколько научных школ мирового уровня, чья работа определяла пути развития отрасли на десятилетия вперед. В истории ЦИАМ можно выделить несколько основных этапов.
1930–1935 гг. Становление
Это был период становления не только института, но и советской авиапромышленности. ЦИАМ объединил творческие силы страны в области авиационного двигателестроения. Формируются конструкторские отделы, которые ведут полноценную разработку авиамоторов. В эти годы в институте были созданы М-34 – самый мощный авиадвигатель СССР того периода, позволивший экипажам Громова и Чкалова совершить серию героических перелетов, в том числе в США через Северный полюс, а также авиадизель АН-1, технологии которого использовались в знаменитом В-2 для танка Т-34.
1935–1945 гг. Кузница кадров
От проектирования отдельных двигателей институт переходит к исследовательской работе по общим вопросам двигателестроения: рабочий процесс, прочность, система управления, топливоподача, нагнетатели, винты переменного шага. Проектные работы передаются в новые двигателестроительные КБ, и сотрудники института возглавляют большинство из них. Особое место занимает работа ЦИАМ по повышению мощности и высотности двигателей в ходе Великой Отечественной войны, в результате которой советское авиамоторостроение добилось качественного превосходства над немецким.
1945–1953 гг. Создание реактивной авиации
Этот период начался с исследования трофейных немецких Jumo 004 на стендах ЦИАМ, а увенчался созданием самого мощного в мире на тот момент реактивного двигателя АМ-3 для Ту-16 и Ту-104.
1953–1970 гг. Выше, дальше, быстрее
Реактивная авиация переживает период бурного развития, основой которого стало создание ТРД 2-го и 3-го поколений. В эти годы при участии ЦИАМ были созданы такие шедевры, как НК-12, который до сих пор остается самым мощным ТВД в мире, и ТРДФ Р11Ф-300 для МиГ-21, имевший в 2,5 раза меньшее количество ступеней, чем его американский аналог J79 для F4. Важнейшим событием этого периода стало создание в 1953 г. Научно-испытательного центра ЦИАМ в Тураево – крупнейшей экспериментальной базы авиадвигателестроения в Европе. До 1991 г. на стендах НИЦ ЦИАМ было испытано более 900 двигателей.
1970–1989 гг. Золотой век
Время расцвета авиации СССР, практически по всем позициям вышедшей на мировой уровень и зачастую опережавшей его. В этот период были созданы реактивные двигатели 4-го поколения, который претендуют на лавры лучших двигателей маневренной авиации XX в.
1989–2000 гг. На переломе веков
2000 г. – настоящее время. Технологии будущего
Период преодоления кризисных явлений. Символом возрождения отрасли стал ПД-14 – первый российский авиадвигатель 5-го поколения. В ЦИАМ разворачивается работа по созданию научно-технического задела как по этому двигателю, так и на перспективу вплоть до 2050 г.
Роль ЦИАМ как головного НИИ отрасли – это не только закрепленный в документах статус, но и авторитет, который невозможно создать никакими постановлениями. Это результат многолетней работы тысяч людей, среди которых имена, прославившие отечественную науку и технику, академики, генеральные и главные конструкторы ведущих КБ: В.С. Авдуевский, С.С. Баландин, А.А. Бессонов, В.А. Добрынин, В.А. Доллежаль, К.Н. Жданов, М.В. Келдыш, В.Я. Климов, П.А. Колесов, В.А. Константинов, С.А. Косберг, А.М. Люлька, Н.Г. Мецхваришвили, А.А. Микулин, Г.И. Петров, Г.П. Свищёв, Л.И. Седов, С.В. Серенсен, Б.С. Стечкин, С.К. Туманский, Е.В. Урмин, В.В. Уваров, О.Н. Фаворский, А.Д. Чаромский, В.Н. Челомей, Г.Г. Черный, А.Д. Швецов, В.М. Яковлев.
История ЦИАМ – это неотъемлемая часть истории развития российской авиации. Подробнее о ключевых датах, связанных с ними событиях и людях читайте в рубрике «Календарь исторических дат».